Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

В МБОУ СОШ№ 81 все участники образовательного процесса могут получить своевременную психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь при обращении к классному руководителю, педагогу-психологу, медицинскому работнику, администрации школы. 

 

Психолого-педагогическая помощь

Ежедневно 

с 08.00 до 16.0ч.

Кабинет№ 75

Педагог-психолог

Пономаренко Наталья Владимировна,

контактный телефон

8(3435)450871

Социальная помощь

Ежедневно 

с 08.00 до 16.00ч.

Кабинет№ 35

Заместитель директора по правовому воспитанию         

Коробкова Алевтина Николаевна,  

контактный телефон

8(3435)450871

Медицинская помощь

Ежедневно 

с 08.00 до 16.00ч.

Кабинет№ 2

Школьный медицинский работник 

Мансурова Оксана Анатольевна

контактный телефон

8(3435)450871

Администрация

МБОУ СОШ№ 81

Ежедневно

с 08.00 до 16.00ч.

Кабинет № 25

Директор МБОУ СОШ№ 81

Усатова Светлана Петровна, 

контактный телефон

8(3435)450871

Кабинет№ 3

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

(1 - 5 класс)

Черемисинова Светлана Олеговна,

контактный телефон

8(3435)450940

Кабинет№ 44

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

(6 - 8 класс)

Подопригора Елена Викторовна,

(9-11 класс)

Сеничева Наталья Викторовна,

контактный телефон 

8(3435)450940

 

 

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Целью психологического сопровождения является содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.

 Этапы психологического сопровождения

1 этап – (дошкольники) знакомство со школой. На этом этапе (с января по май) проводится:

  1. Групповые занятия с детьми на курсах «Адаптации детей к школе». Ведут педагоги и психолог.
  2. Психологическая диагностика интеллектуальной готовности детей к школе.
  3. Родительское собрание.
  4. Консультации психолога для родителей.

 

2 этап(1 класс) адаптация детей к школе. В рамках данного этапа предполагается:

  1. Проведение психологической диагностики УДД в рамках изучения процесса адаптации первоклассников.
  2. Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам диагностики, рекомендации педагогам по построению учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.
  3. Проведение групповых занятий курса «Введение в школьную жизнь», который способствует успешной адаптации обучающихся к социальной среде, снижению тревожности, повышению учебной мотивации, формированию адекватной самооценки.
  4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Система групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.
  5. Проведение индивидуальных консультаций  с педагогами по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу.
  6. Включение психолога в  методическую  работу педагогов, направленную на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленными  в ходе диагностики и наблюдения за детьми в  первые недели обучения.
  7. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.
  8. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период адаптации первоклассников.

        

3 этап – (1-2 классы) - психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации и детьми «группы риска».

Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и целого года 2-го класса и предполагает следующее:

  1. Проведение  индивидуальной психолого-педагогической диагностики в отношении школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий. Взаимодействие с ПМПк по вопросам определения образовательного маршрута для детей, испытывающих трудности в усвоении школьной программы.
  2. Организация подгрупповой психо-коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.
  3. Организация групповой развивающей работы с обучающимися по развитию УУД.
  4.  Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.
  5.  Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.
  6. Участие психолога в методической работе педагогов с целью оптимизации учебного процесса, стиля педагогического общения.

4 этап (3 класс) – коррекционно-развивающая и просветительская работа.  Данный этап предполагает следующее:

  1. Просветительская работа с педагогами и родителями.
  2. Развивающие групповые занятия.
  3. Индивидуальная консультативная работа  со всеми участникам образовательного процесса

5  этап  - (4 класс) итоговая диагностика, подготовка обучающихся  к переходу в 5 класс, осмысление результатов проведенной работы в начальной школе

  1. Проведение  диагностики психолого-педагогического статуса обучающихся, выявление детей испытывающих трудности в учебной деятельности и межличностном взаимодействии.
  2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики, по вопросам обучения и воспитания детей.
  3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.
  4. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной  работы в начальной школе.

 

6 этап – (5 класс) – адаптация в среднем звене

  1. Проведение диагностики психолого-педагогического статуса обучающихся.
  2. Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам диагностики, рекомендации педагогам по построению учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.
  3. Проведение индивидуальных консультаций  с педагогами по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу.
  4. Проведение групповых занятий курса «Тренинг общения и самопознания»,  в результате которых пятиклассники повышают самопознание и понимание других людей, формируют положительный образ «Я», развивают эмпатию и умение достигать поставленные цели, достигается успешная социальная адаптация обучающихся, формируется высокая самооценки, снижается тревожности, развиваются навыки и умения уверенного поведения в различных бытовых, учебных и критических ситуациях.
  5. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода адаптации в среднем звене, тактикой общения и помощи детям.
  6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период адаптации пятиклассников.

 

  Содержание работы по основным направлениям

Профилактическое направление

Консультирование и просвещение педагогов

Консультирование и просвещение родителей

Рекомендации для педагогов:

Адаптация в 1 классе. Советы психолога

Результаты развития памяти, мышления, мотивации уч-ся 4 классов

Адаптация в 5 классе. Советы психолога

Как взаимодействовать классному руководителю с родителями трудных детей

Эффективное взаимодействие взрослого и ребенка

Как наладить контакт с любым ребенком на уроке

  • Участие в психолого-педагогических консилиумах по результатам диагностик с разработкой рекомендаций по сопровождению детей и в первую очередь тех школьников, которые испытывают школьные трудности.

 

  • Индивидуальные и групповые консультации педагогов по работе с разными проблемами классов и обучающихся

 

  • Общешкольные и классные родительские собрания:

Дошкольники          Как подготовить ребенка к школе

1 класс        Как помочь ребенку адаптироваться в 1 классе

1-2 класс    Психологическая поддержка учащихся

1-2 класс    Как помочь ребенку в выполнении д/з

1-3 класс    Развитие саморегуляции и самоконтроля у      младших школьников

1-4 класс         Как научить ребенка быть внимательным

1-4 класс    Различные темпераменты детей

2 класс        Преодоление страхов и тревожности у детей

2 класс        Воспитание дисциплины и самодисциплины у   детей

2-3 класс    Правила оценочной безопасности

3 класс       Мой ребенок становится трудным

4 класс        Учимся вместе с детьми. Как помочь ребенку   добиться успехов в учебе

4 класс        Особенности раннего подросткового возраста

5 класс        Трудности адаптации к обучению в 5 классе

5 класс       Результаты диагностики адаптации

 

  • Индивидуальное консультирование родителей по вопросам оказания психологической поддержки своему ребенку, решения возникающих проблем

 

 

Диагностическое направление

 

Психологическое сопровождение реализации ФГОС  на первой ступени обучения

и в 5 классах (диагностическая работа)

УУД

Инструментарий

Цель

1 класс. Диагностика адаптации

Личностные УУД  Самооценка

Диагностика уровня развития самооценки по методике Дембо Т.В. - Рубинштейн С.Я.

Исследование сферы самосознания

Мотивация учения

 

Тест школьной мотивации Н.Г.Лускановой

Выявление детей с негативным отношением к школе

Проективный рисунок "Что мне нравится в школе"Н.Г.Лускановой

Выявление мотивов к обучению

Эмоциональное состояние обучающихся

Диагностика тревожности по рисуночному тесту Максимовой Н.Ю., Милютиной Е.Л.

Выявление уровня тревожности

Диагностика ЭПК по методике Карповой Г.А., Артемьевой Т.П.

Выявление степени эмоционального комфорта

Регулятивные УУД

Анкета наблюдений проявлений дезадаптации для учителей

Выявление умений организовать свою учебную деятельность и владение основами самоконтроля

Коммуникативные УУД

Метод наблюдения

Выявление умения организовать сотрудничество со сверстниками и взрослыми

2-3 классы. Коррекционно-развивающая  работа с обучающимися с признаками школьной дезадаптации, индивидуальная диагностика. Просвещение.

4 класс. Итоговая диагностика

Познавательные УУД

 

Диагностика слуховой и зрительной памяти

Выявление уровня развития памяти

Диагностика мышления

Выявление уровня развития мышления

Диагностика интересов и склонностей

Выявление интересов и склонностей

Личностные УУД

Мотивация учения

Диагностика мотивации

Выявление мотивов к обучению

5 класс. Диагностика адаптации

Личностные УУД Самооценка

Выявление самооценки по методике "Лесенки" Карповой Г.А.

Исследование сферы самосознания

Мотивация учения

Методика определения школьной мотивации

Выявление мотивов к обучению

 

Анкета "Адаптация учащихся 5 классов"

 

Опросник восприятия

Выявление особенностей восприятия

 

Тест темперамента Айзенка

Выявление особенностей темперамента

Эмоциональное состояние обучающихся

Экспресс-методика тревожности

Выявление уровня тревожности

Регулятивные УУД

Методика определения саморегуляции А.Н.Лутошкина

Выявление уровня самоконтроля

 

 Коррекционно – развивающее направление

 

Тематика коррекционно-развивающих курсов для обучающихся

начального звена и в 5 классах

 

 

Название курса

Класс

Форма организации

Цель курса

1.

«Занятия с дошкольниками на адаптационных курсах»

дошкольники

Развивающие групповые занятия

Подготовка к школе

2.

«Введение в школьную жизнь»

1 класс

Развивающие адаптационные занятия с классом

Помощь детям в адаптации к школе

3.

«Учимся, играя»

1-2 классы

Индивидуально-ориентированные занятия

Коррекция психологических проблем

4.

 «Учимся общаться»

3-4 классы

Подгрупповые занятия

Развитие социально-психологических навыков

6.

«Тренинг общения и самопознания»

5 классы

Развивающие адаптационные занятия с классом

Самопознание, развитие социально-психологических навыков

 

 

Консультативное направление

 

 

Консультации

Контингент

Сроки

1.

Индивидуальные консультации по проблемам адаптации

Родители, учителя

Сентябрь, октябрь

2.

Индивидуальные консультации для учителей по результатам индивидуальной психологической диагностики обучающихся. Оформление индивидуальных карт развития обучающихся

Педагоги

 

В течение года

 

3.

 

Индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания и развития (по запросам)

Родители

 

В течение года

4.

 

Консультирование педагогов по результатам итоговой диагностики развития УУД обучающихся начальной школы

Педагоги

Апрель, май

5.

 

Индивидуальные консультации обучающихся

 (по запросу)

Обучающиеся

В течение года

 

В рабочем арсенале педагога-психолога находятся методики, способные вывести ребенка из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д. Психологическая деятельность подразумевает применение различных технологий.

Здоровьесберегающие технологии:

Наименование

Содержание

Музыкотерапия

Использование музыки для расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния

Ароматерапия

Применение душистых веществ для релаксации и в эстетических целях

Цветотерапия

Использование цветовой визуализации при депрессии, тревожности, страхах

Телесная терапия

Методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия

Арт-терапия

Психологическая работа, связанная с творчеством – это цветотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование. Чаще всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психотерапии

Игровая терапия

Индивидуальные, парные, групповые игры с использованием кукол, фигурок для релаксации. Основаны на активной работе воображения. Способствуют улучшению психологического климата в семьях и малых группах.

 

Групповые технологии:

Формы групповой работы:

  • групповая диагностика
  • развивающие и коррекционно-развивающие занятия
  • психологические игры
  • тренинги

Методы групповой работы:

  • Игротерапия
  • Сказкотерапия
  • Музыкотерапия
  • Цветотерапия

Приемы групповой работы:

  • Игры (ролевые, настольные, пальчиковые)
  • Психогимнастики
  • Релаксационные упражнения
  • Брейн-Джим – гимнастика мозга
  • Упражнения для развития познавательных процессов
  • Мозговой штурм
  • Дискуссия
  • Диалог

По подходу к субъекту педагог-психолог использует следующие технологии.

Наименование

Содержание

Сотрудничества

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях психолога и ребенка

Личностно – ориентированные

Ставят в центр всей социально-психологической системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики

Гуманно – личностные

Отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение

 

Информационные технологии:

Информационно-коммуникационные

Применение компьютерных технологий включает в себя активное использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов.