В МБОУ СОШ№ 81 все участники образовательного процесса могут получить своевременную психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь при обращении к классному руководителю, педагогу-психологу, медицинскому работнику, администрации школы.
Психолого-педагогическая помощь |
Ежедневно с 08.00 до 16.0ч. |
Кабинет№ 75 |
Педагог-психолог Пономаренко Наталья Владимировна, контактный телефон 8(3435)450871 |
Социальная помощь |
Ежедневно с 08.00 до 16.00ч. |
Кабинет№ 35 |
Заместитель директора по правовому воспитанию Коробкова Алевтина Николаевна, контактный телефон 8(3435)450871 |
Медицинская помощь |
Ежедневно с 08.00 до 16.00ч. |
Кабинет№ 2 |
Школьный медицинский работник Мансурова Оксана Анатольевна, контактный телефон 8(3435)450871 |
Администрация МБОУ СОШ№ 81 |
Ежедневно с 08.00 до 16.00ч. |
Кабинет № 25 |
Директор МБОУ СОШ№ 81 Усатова Светлана Петровна, контактный телефон 8(3435)450871 |
Кабинет№ 3 |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе (1 - 5 класс) Черемисинова Светлана Олеговна, контактный телефон 8(3435)450940 |
||
Кабинет№ 44 |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе (6 - 8 класс) Подопригора Елена Викторовна, (9-11 класс) Сеничева Наталья Викторовна, контактный телефон 8(3435)450940 |
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Целью психологического сопровождения является содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Этапы психологического сопровождения
1 этап – (дошкольники) знакомство со школой. На этом этапе (с января по май) проводится:
- Групповые занятия с детьми на курсах «Адаптации детей к школе». Ведут педагоги и психолог.
- Психологическая диагностика интеллектуальной готовности детей к школе.
- Родительское собрание.
- Консультации психолога для родителей.
2 этап – (1 класс) адаптация детей к школе. В рамках данного этапа предполагается:
- Проведение психологической диагностики УДД в рамках изучения процесса адаптации первоклассников.
- Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам диагностики, рекомендации педагогам по построению учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.
- Проведение групповых занятий курса «Введение в школьную жизнь», который способствует успешной адаптации обучающихся к социальной среде, снижению тревожности, повышению учебной мотивации, формированию адекватной самооценки.
- Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Система групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.
- Проведение индивидуальных консультаций с педагогами по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу.
- Включение психолога в методическую работу педагогов, направленную на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленными в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.
- Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.
- Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период адаптации первоклассников.
3 этап – (1-2 классы) - психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации и детьми «группы риска».
Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и целого года 2-го класса и предполагает следующее:
- Проведение индивидуальной психолого-педагогической диагностики в отношении школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий. Взаимодействие с ПМПк по вопросам определения образовательного маршрута для детей, испытывающих трудности в усвоении школьной программы.
- Организация подгрупповой психо-коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.
- Организация групповой развивающей работы с обучающимися по развитию УУД.
- Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.
- Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.
- Участие психолога в методической работе педагогов с целью оптимизации учебного процесса, стиля педагогического общения.
4 этап (3 класс) – коррекционно-развивающая и просветительская работа. Данный этап предполагает следующее:
- Просветительская работа с педагогами и родителями.
- Развивающие групповые занятия.
- Индивидуальная консультативная работа со всеми участникам образовательного процесса
5 этап - (4 класс) итоговая диагностика, подготовка обучающихся к переходу в 5 класс, осмысление результатов проведенной работы в начальной школе
- Проведение диагностики психолого-педагогического статуса обучающихся, выявление детей испытывающих трудности в учебной деятельности и межличностном взаимодействии.
- Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики, по вопросам обучения и воспитания детей.
- Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.
- Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной работы в начальной школе.
6 этап – (5 класс) – адаптация в среднем звене
- Проведение диагностики психолого-педагогического статуса обучающихся.
- Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам диагностики, рекомендации педагогам по построению учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.
- Проведение индивидуальных консультаций с педагогами по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу.
- Проведение групповых занятий курса «Тренинг общения и самопознания», в результате которых пятиклассники повышают самопознание и понимание других людей, формируют положительный образ «Я», развивают эмпатию и умение достигать поставленные цели, достигается успешная социальная адаптация обучающихся, формируется высокая самооценки, снижается тревожности, развиваются навыки и умения уверенного поведения в различных бытовых, учебных и критических ситуациях.
- Проведение консультаций и просветительской работы с родителями пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода адаптации в среднем звене, тактикой общения и помощи детям.
- Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период адаптации пятиклассников.
Содержание работы по основным направлениям
Профилактическое направление
Консультирование и просвещение педагогов |
Консультирование и просвещение родителей |
Рекомендации для педагогов: Адаптация в 1 классе. Советы психолога Результаты развития памяти, мышления, мотивации уч-ся 4 классов Адаптация в 5 классе. Советы психолога Как взаимодействовать классному руководителю с родителями трудных детей Эффективное взаимодействие взрослого и ребенка Как наладить контакт с любым ребенком на уроке
|
Дошкольники Как подготовить ребенка к школе 1 класс Как помочь ребенку адаптироваться в 1 классе 1-2 класс Психологическая поддержка учащихся 1-2 класс Как помочь ребенку в выполнении д/з 1-3 класс Развитие саморегуляции и самоконтроля у младших школьников 1-4 класс Как научить ребенка быть внимательным 1-4 класс Различные темпераменты детей 2 класс Преодоление страхов и тревожности у детей 2 класс Воспитание дисциплины и самодисциплины у детей 2-3 класс Правила оценочной безопасности 3 класс Мой ребенок становится трудным 4 класс Учимся вместе с детьми. Как помочь ребенку добиться успехов в учебе 4 класс Особенности раннего подросткового возраста 5 класс Трудности адаптации к обучению в 5 классе 5 класс Результаты диагностики адаптации
|
Диагностическое направление
Психологическое сопровождение реализации ФГОС на первой ступени обучения
и в 5 классах (диагностическая работа)
УУД |
Инструментарий |
Цель |
1 класс. Диагностика адаптации |
||
Личностные УУД Самооценка |
Диагностика уровня развития самооценки по методике Дембо Т.В. - Рубинштейн С.Я. |
Исследование сферы самосознания |
Мотивация учения
|
Тест школьной мотивации Н.Г.Лускановой |
Выявление детей с негативным отношением к школе |
Проективный рисунок "Что мне нравится в школе"Н.Г.Лускановой |
Выявление мотивов к обучению |
|
Эмоциональное состояние обучающихся |
Диагностика тревожности по рисуночному тесту Максимовой Н.Ю., Милютиной Е.Л. |
Выявление уровня тревожности |
Диагностика ЭПК по методике Карповой Г.А., Артемьевой Т.П. |
Выявление степени эмоционального комфорта |
|
Регулятивные УУД |
Анкета наблюдений проявлений дезадаптации для учителей |
Выявление умений организовать свою учебную деятельность и владение основами самоконтроля |
Коммуникативные УУД |
Метод наблюдения |
Выявление умения организовать сотрудничество со сверстниками и взрослыми |
2-3 классы. Коррекционно-развивающая работа с обучающимися с признаками школьной дезадаптации, индивидуальная диагностика. Просвещение. |
||
4 класс. Итоговая диагностика |
||
Познавательные УУД
|
Диагностика слуховой и зрительной памяти |
Выявление уровня развития памяти |
Диагностика мышления |
Выявление уровня развития мышления |
|
Диагностика интересов и склонностей |
Выявление интересов и склонностей |
|
Личностные УУД Мотивация учения |
Диагностика мотивации |
Выявление мотивов к обучению |
5 класс. Диагностика адаптации |
||
Личностные УУД Самооценка |
Выявление самооценки по методике "Лесенки" Карповой Г.А. |
Исследование сферы самосознания |
Мотивация учения |
Методика определения школьной мотивации |
Выявление мотивов к обучению
|
Анкета "Адаптация учащихся 5 классов" |
||
|
Опросник восприятия |
Выявление особенностей восприятия |
|
Тест темперамента Айзенка |
Выявление особенностей темперамента |
Эмоциональное состояние обучающихся |
Экспресс-методика тревожности |
Выявление уровня тревожности |
Регулятивные УУД |
Методика определения саморегуляции А.Н.Лутошкина |
Выявление уровня самоконтроля |
Коррекционно – развивающее направление
Тематика коррекционно-развивающих курсов для обучающихся
начального звена и в 5 классах
|
Название курса |
Класс |
Форма организации |
Цель курса |
1. |
«Занятия с дошкольниками на адаптационных курсах» |
дошкольники |
Развивающие групповые занятия |
Подготовка к школе |
2. |
«Введение в школьную жизнь» |
1 класс |
Развивающие адаптационные занятия с классом |
Помощь детям в адаптации к школе |
3. |
«Учимся, играя» |
1-2 классы |
Индивидуально-ориентированные занятия |
Коррекция психологических проблем |
4. |
«Учимся общаться» |
3-4 классы |
Подгрупповые занятия |
Развитие социально-психологических навыков |
6. |
«Тренинг общения и самопознания» |
5 классы |
Развивающие адаптационные занятия с классом |
Самопознание, развитие социально-психологических навыков |
Консультативное направление
|
Консультации |
Контингент |
Сроки |
1. |
Индивидуальные консультации по проблемам адаптации |
Родители, учителя |
Сентябрь, октябрь |
2. |
Индивидуальные консультации для учителей по результатам индивидуальной психологической диагностики обучающихся. Оформление индивидуальных карт развития обучающихся |
Педагоги
|
В течение года
|
3.
|
Индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания и развития (по запросам) |
Родители
|
В течение года |
4.
|
Консультирование педагогов по результатам итоговой диагностики развития УУД обучающихся начальной школы |
Педагоги |
Апрель, май |
5.
|
Индивидуальные консультации обучающихся (по запросу) |
Обучающиеся |
В течение года |
В рабочем арсенале педагога-психолога находятся методики, способные вывести ребенка из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д. Психологическая деятельность подразумевает применение различных технологий.
Здоровьесберегающие технологии:
Наименование |
Содержание |
Музыкотерапия |
Использование музыки для расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния |
Ароматерапия |
Применение душистых веществ для релаксации и в эстетических целях |
Цветотерапия |
Использование цветовой визуализации при депрессии, тревожности, страхах |
Телесная терапия |
Методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия |
Арт-терапия |
Психологическая работа, связанная с творчеством – это цветотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование. Чаще всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психотерапии |
Игровая терапия |
Индивидуальные, парные, групповые игры с использованием кукол, фигурок для релаксации. Основаны на активной работе воображения. Способствуют улучшению психологического климата в семьях и малых группах. |
Групповые технологии:
Формы групповой работы:
- групповая диагностика
- развивающие и коррекционно-развивающие занятия
- психологические игры
- тренинги
Методы групповой работы:
- Игротерапия
- Сказкотерапия
- Музыкотерапия
- Цветотерапия
Приемы групповой работы:
- Игры (ролевые, настольные, пальчиковые)
- Психогимнастики
- Релаксационные упражнения
- Брейн-Джим – гимнастика мозга
- Упражнения для развития познавательных процессов
- Мозговой штурм
- Дискуссия
- Диалог
По подходу к субъекту педагог-психолог использует следующие технологии.
Наименование |
Содержание |
Сотрудничества |
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях психолога и ребенка |
Личностно – ориентированные |
Ставят в центр всей социально-психологической системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики |
Гуманно – личностные |
Отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение |
Информационные технологии:
Информационно-коммуникационные |
Применение компьютерных технологий включает в себя активное использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов. |